Четверг, 18.04.2024, 06:21
Сообщество учителей иностранного языка
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Статьи

Диагностика детской одаренности
Автор:


Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к ок­ружающим. Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стра­тегия диагностики.
Последовательная процедура принятия ре­шения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок. На первом этапе отбор осуществляется на основе широко­го спектра характеристик одаренности с помощью опросни­ков, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические про­цедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения. Более полное выявление одаренных возможно при органи­зации предварительного стимулирующего обучения: факуль­тативов, кружков, летних школ, в которых дети, интересую­щиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуж­дают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении.
При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учи­тывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения. При диагностике необходимое максимальной степени ис­пользовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследо­вания, а главное — дополнять эти данные обследованием ре­бенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.
 
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):
 
1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности. Наблюдение. Беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.
8. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
 
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.
 
Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. В данных рекомендациях представлены методы первичной диагностики детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской ода­ренности.
 
Категория: Статьи | Добавил: Hope (17.04.2010)
Просмотров: 3219 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [6]
Фотоальбом
Форма входа
Наш опрос
Какой язык Вы преподаёте?
Всего ответов: 255
Поиск по сайту
Сайты
  • Курганский городской инновационно-методический центр
  • Центр дистанционного образования Курганской области
  • КурганВики
  • Наши гости
    Статистика сайта
    Rambler's Top100
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright www.abcd.3dn.ru © 2024