Суббота, 18.11.2017, 11:21
Сообщество учителей иностранного языка
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Статьи

Развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся на уроках английского языка
Автор: Теплоухова Ольга Сергеевна
МОУ Шатровская средняя общеобразовательная школа

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы крадём у наших детей завтра.
Джон Дьюи

Цель:
Развивать самостоятельного, независимого, творческого, оригинально мыслящего, заинтересованного в себе ученика, достойного человека.
Задачи:
• Формирование устойчивой мотивации к изучению английского языка.
• Развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся.
• Эффективное использование ИКТ в учебном процессе.
Чтобы не быть щепкой в буре волн, а кораблём, который плывёт по воле хозяина, человек должен владеть научным методом познания в современном мире. И к этому его должна готовить школа, развивая его интеллектуально-творческую деятельность.
Что такое интеллект? По определению Ожегова это мыслительная способность, умственное начало.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Общеизвестно: нет ни одного ребёнка, которого природа не наделила бы творческими способностями. Важное условие и средство их выявления – творческий Учитель.
В рамках реализации Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Программы развития «Шатровская средняя общеобразовательная школа с адаптивной системой обучения и воспитания» стараюсь обеспечить овладение обучающимися знаниями иностранного языка на уровне требований данных документов и в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся.


Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов позволяют мне добиваться стабильно высоких результатов в обучении, помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, а значит – обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, развивать их интеллектуально-творческие способности.
Современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда в любом его проявлении.
Развивать интеллектуально-творческие способности обучающихся мне помогают в первую очередь компьютерные обучающие программы.
Работа с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включает:
• изучение лексики,
• отработку произношения,
• обучение диалогической и монологической речи,
• обучение письму,
• отработку грамматических явлений.
Использование компьютерных программ помогает формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка, развивать их интеллект и творчество.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизировать их творческий потенциал. Они помогают учащимся творчески относиться к таким мыслительным процессам, как сопоставление, сравнение, оценка. Компьютерные обучающие программы обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Такова Программа «Профессор Хиггинс». (В разделе «Грамматика» она имеет 2 части: теоретическую и практическую. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Мои учащиеся работают по этому учебнику уже не один год. При работе с электронной программой каждый ученик изучает вопрос, обдумывает ответ, затрачивая необходимое ему время. При этом снимается проблема субъективности в оценке.
Этот электронный учебник оказывает большую помощь и при проведении фонетической зарядки. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися и на слух, и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, имитировать).
Достичь интеллектуально-творческой направленности при обучении английскому языку с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора . Word – одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, которая предусматривает выполнение сотен операций. С его помощью можно легко совершать коммуникативно важные действия над текстом. Текстовый процессор может использоваться как инструмент для создания тренировочных упражнений, как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на иностранном языке.
Примеры заданий:
• напечатайте текст, внесите в него изменения;
• сократите текст, оставив в нём только самую важную информацию;
• найдите и выделите в тексте ответы на следующие вопросы;
• поделите текст на смысловые части;
• восстановите правильный порядок следования предложений;
• в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами, восстановите его;
• найдите и выделите жирным шрифтом пассивные конструкции.
(пример)
Компьютерные программы также помогают учащимся творчески подходить к созданию коммуникативно важных текстов – поздравительных открыток, анкет, биографий, рефератов, проектов.
Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Ресурсы Интернета могут быть использованы на уроке английского языка:
• электронная почта;
• телеконференции;
• видеоконференции;
• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;
• доступ к информационным ресурсам;
• справочные каталоги;
• поисковые системы;
• разговор в сети.
Учителю необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Сегодня невозможно представить нашу работу без компьютера. Он необходим для подготовки к урокам, печатания раздаточного материала - карточек, таблиц, схем, тестов; наглядного материала, при оформлении проектов, при подготовке презентаций. Презентация – это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. Презентации нацелены на развитие интереса, мотивации, на активность субъектов учения, интерактивность, увеличение доли самостоятельной работы школьников на уроке, развитие креативности, на самореализацию и социализацию учащихся, на предотвращение их перегрузки.
Компьютерные презентации использую для
• иллюстрации и демонстрации учебного материала;
• для самостоятельной работы учащихся;
• для контроля знаний.
В своей работе я использую проектное обучение, включающее в себя огромные возможности для развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся. Проект – это шесть «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ПОРТФОЛИО.
Работа над каждым из 6 пунктов требует от учащихся интеллектуально-творческих затрат. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность.
Метод проектов приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути.
Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. В проекте ученик выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить свои решения отдельных жизненных проблем. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями, к которым можно отнести умение вести дискуссию, слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами. Компьютеры применяются учениками при выполнении проектов разных видов: информационных, игровых, исследовательских, творческих. Для подготовки проекта используются также возможности Интернета. Создание фильмов-презентаций - ещё один интересный шаг в развитии творчества наших детей.


В течение 3 лет мои воспитанники с удовольствием участвуют в Интернет-олимпиадах УрФО по английскому языку. Это интересный вид работы над языком, оригинальный способ самооценки и объективного взгляда на свои знания.
Радость познания – вот что даёт использование компьютера на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведёт к развитию инициативной речи, к развитию творческих способностей. Дети любят такие уроки, говорят, что на таких уроках интересно, увлекательно, легко.
Результаты опроса старшеклассников показывают, что абсолютно все детям нравятся уроки с использованием ИКТ, нестандартные уроки, они любят готовить проект с использованием ПК, им нравится осуществлять поиск материалов в Интернете, 100% обучающихся считают, что школа должна развивать интеллект, творчество, стремление к знаниям.
Из опыта работы с информационно-коммуникационными технологиями я могу сказать, что они, несомненно, способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка, формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Недаром эта технология относится к технологиям XXI века.
Работу над развитием интеллектуально-творческих способностей провожу под девизом, обращённым к каждому ребёнку:

Ты ничего не бойся,
Ты делаешь для всех,
Лишь на тебя надеемся,
И верим в твой успех!
Получится как надо,
И даже сверх того,
Смелее демонстрируй
Талант и мастерство!


Сама же придерживаюсь правила: «Вечно изобретать, совершенствоваться, перепробовать десять методов и выбрать самый подходящий для того, чтобы пробудить в детях жажду познания и творчества».
 
 
Теплоухова Ольга Сергеевна
МОУ Шатровская средняя общеобразовательная школа
Категория: Статьи | Добавил: OS (24.04.2010) | Автор: Теплоухова Ольга Сергеевна E
Просмотров: 9910 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 2
2  
очень познавательно, спасибо

1  
Спасибо за статью!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [6]
Фотоальбом
Форма входа
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 106
Поиск по сайту
Сайты
  • Курганский городской инновационно-методический центр
  • Центр дистанционного образования Курганской области
  • КурганВики
  • Наши гости
    Статистика сайта
    Rambler's Top100
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright www.abcd.3dn.ru © 2017